Что такое куклотерапия?

Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка (согласитесь, красивую или необычную куклу всегда хочется потрогать), первой «заговорит» с ним. Он тоже может взять в руки куклу и говорить от ее имени. Это используют психологи, проводящие тренинги.

Кукол используют в игровой терапии и арт-терапии. В Институте сказкотерапии (Санкт-Петербург) создана своя методика работы: в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы: очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Быть может, куклотерапия — это одно из семейств терапии творческим самовыражением?

Существует несколько определений куклотерапии.

  1. Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.
  2. Под куклотерапией понимается раздел частной психо-терапии (арт-терапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (родителя, педагога, врача).
  3. К. Краплак, давая свою классификацию коррекционных направлений в арт-терапии, относит куклотерапию к имаготерапии. «Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа, — пишет она. — Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму. Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией».

Как мы видели, четкого определения этого вида терапии пока нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-, либо к игротерапии. Возможно, это связано с типом кукол: если используются уже готовые куклы, говорят об игротерапии, если же куклы изготавливаются самими участниками терапевтических сессий, то логично говорить об арт-терапии.

На сегодняшний день известны следующие методики, использующие кукол в рамках арт-терапии

  1. Экспрессивная проективная арт-терапия (Л. Лебедева, г. Ульяновск). Основная идея — изготовление и манипули-рование бумажными пальчиковыми куклами. Самодельная кукла, надетая на палец, помогает ребенку рассказать какую-либо историю и как бы не от первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях. На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько, по желанию ребенка.
  2. «Марионетка играет меня» (Г. Тимошенко, Институт психотерапии, Москва). Клиенту предлагается сделать из пластилина, ниток, проволоки и других материалов куклу-марионетку — себя. В процессе идентификации создается образ, физически соотносимый с телом. Кукла выглядит так, как хочет автор, и двигается так, как ему нужно. Невозможно что-либо изменить в марионетке, не изменив себя.
  3. Архетипическая марионетка (Т. Колошина, Институт психотерапии, Москва). Клиенту предлагается сделать куклу, которая больше всего похожа на некое определенное им состояние, или могла бы сыграть его в марионеточном театре, или помогла бы ему объяснить другим людям, что с ним происходит. Архетипический вариант работы с марионеткой состоит из двух этапов:1) изготовление куклы;2) последующая терапевтическая работа с ней.

Конечно же, играя, ребенок использует игрушки, в том числе и куклы. Сих помощью дети проигрывают различные ситуации из семейной жизни, могут выразить свои, часто негативные, чувства. Популярным средством психотерапии является игра в кукольный театр. «Она предоставляет детям безопасные каналы для коммуникации», — пишет X. Дж. Джинотт. Наверное, поэтому куклотерапию понимают порой как «лечение театром», «коррекцию поведения через кукольный театр». Анализируя материалы психологов, относящих куклотерапию к игротерапии, отмечу еще одну особенность: как правило, используются куклы, изготовленные не клиентом (взрослым, ребенком). Таким образом, акцент сделан именно на игре, на манипуляции с куклой.

В качестве примера приведу опыт психологической коррекции страха медицинских процедур (автор С. В. Гриднева, г. Ростов-на-Дону). Здесь куклы используются в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка. Любимая игрушка попадает в «страшную историю» и успешно справляется с нею. По мере разворачивания сюжета эмоциональное  напряжение ребенка должно возрастать и, достигнув максимальной выраженности, сменяться бурными эмо-циональными поведенческими реакциями (плач, смех), в результате которых снимаются (сублимируются) напряжение и тревога.

  1. Куклы, по мнению многих психологов, позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.
  2. Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения. Приведем пример с Евгением Ч., который часто чувствовал себя удрученным, плакал; в процессе шитья куклы настроение мальчика менялось, а когда куклы «знакомились», Женя, видимо забыв, что его кукла — царевна Несмеяна, сказал смеясь: «Я впервые засмеялся, у меня хорошее настроение!»
  3. Играя с куклами, ребенок может более точно, чем словами, рассказать о том, что происходит в его жизни, что он чувствует, как относится к окружающим, при этом за все сказанное ответственность несет кукла, а не он сам. «Игра ребенка является его языком, а игрушки — словами».
  4. Логопед В. П. Добридень и педагог А. Н. Белоногова (Москва) обратили внимание, что игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Куклами лечат заикание, развивают моторику кисти.

Из книги "Основы куклотерапии"
Л. Г. Гребенщикова

Оставить комментарий

Комментарии: 1
  • #1

    Алиса (Понедельник, 12 Сентябрь 2016 12:21)

    Спасибо, очень полезная статья)

Мы переехали на сайт:spbdolly.ru

Ярмарка Мастеров - ручная работа, handmade
стихи о куклах детских известных писателей
Мастерская вальдорфской куклы
Новый магазин spbDOLLY
кукольная мастерская spbdolly текстильная кукла из санкт-петербурга
купить куклу для ребенка натуральную и безопасную
Кроватки для кукол, купить кроватку для куклы, деревянные кроватки для куклы, игрушечные кроватки и колыбельки из дерева
Яндекс.Метрика